24.01.2023
«Как воспитать у
ребенка навыки правильного звукопроизношения»
О правильной и красивой речи своего
ребёнка мечтает каждый родитель. Серьёзность такой задачи, как воспитание
чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и
педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то
есть и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Детям с речевыми нарушениями значительно
сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в
письменной речи (возникают нарушения письма). Им трудно поддерживать диалог со
сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании
всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех родителей - вовремя
обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Чтобы речь ребенка развивалась правильно
и совершенствовалась с каждым днем используйте:
1. Четкую и правильную речь. Большое
место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой
дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и
фонематического восприятия.
Например, ознакомление со звуками речи
целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным
образом (с - песенка воды, з - песенка комара, р - рычание собаки или тигра, ш
- надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.). Также дети с
интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са - вот летит
оса»; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.).
2. Артикуляционные упражнения. Они
направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к четкому произношению
(«лопаточка», «качельки», «часики», «маляр», «индюк» и т. д.)
3.
Упражнение на развитие мелкой моторики кисти рук. Учеными доказано, что
развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев
рук. Поэтому привлекайте ребенка к играм с кубиками, мозаикой, конструкторами.
Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер
должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а
девочек - заинтересовать сборкой бусинок.
4. Пересказы. Учите ребенка пересказывать
пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его день
в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы,
стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте коверкания слов и подражания словам
малыша. Ребенок стремится подражать Вам и поэтому за образец для копирования
может взять именно искажённые слова, произнесенные Вами. С раннего детства
приучайте ребенка говорить правильно.
5. Чтение. Читайте вместе интересные
книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому
уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи.
Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память
малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку
слушать.
Самое
главное наберитесь терпения! Если
малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его.
Поправьте малыша. Попросите, чтоб он повторил это слово за Вами, и обязательно
похвалите его попытку произнести звуки правильно.
Речевые
навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия
помогут Вам воспитать правильную речь у
своего ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2023
Дата обновления: 24.01.2023
Дата публикации: 24.01.2023