07.11.2021
Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной
проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной
политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной
(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными
документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
·
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая
инвалидов, использующих кресла-коляски)
·
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·
Временно нетрудоспособные
·
Беременные женщины
·
Люди с детскими колясками
·
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для
безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее
полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической
среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также
доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная
задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее
время государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание
требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты
международного и федерального значения
· Конституция Российской Федерации
·
Концепция Федеральной целевой программы
развития образования на 2016-2020 годы
·
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
·
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
·
Федеральный закон
№ 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на
29.07.2017)
· Государственная программа "Доступная среда" на
2011-2020 годы
·
Концепция развития ранней помощи в
Российской Федерации на период до 2020 года
·
Конвенция о правах инвалидов, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
·
Методика
паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки
для разработки мер, обеспечивающих доступность
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ
СРЕДА
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
·
закономерности психического развития,
·
показатели здоровья дошкольников,
·
психолого-физиологические особенности,
·
уровень общего развития,
·
коммуникативные особенности и речевое развитие,
· эмоциональное благополучие.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ
учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь
всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность
личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического
влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного
микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение
воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление
глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса
(педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в
процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного
сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с
ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения
деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем
формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и
физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение
стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое
здоровье ребенка.
В МБДОУ № 2 присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и
эмоциональную деятельность детей. Созданы условия для детей с нарушениями
речи. В МБДОУ детский сад №2 СОП №1 функционирует группа комбинированной
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Предоставление услуг на объекте (МБДОУ № 2):
·
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеется.
·
Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
·
Предоставление услуг в дистанционном режиме – (по телефону, по электронной
почте).
·
Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
подробнее по ссылке:
https://2rev.tvoysadik.ru/?section_id=33