07.11.2021
« Познавательное
развитие»
Третий год жизни. 1-я младшая группа
Задачи образовательной
деятельности
1. Поддерживать интерес и активные действия детей с
предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
2. Формировать
представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира,
развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного,
вкусового, обонятельного.
3. Формировать
обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет,
форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между
собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая
пары, группы.
4. Поддерживать положительные переживания
детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при
восприятии природных объектов.
5. Содействовать
запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств
(цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой,
разные, похожий, больше, меньше).
Содержание
образовательной деятельности
Дети 2—3-х лет осваивают простейшие
действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения,
количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого
использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству,
определение сход-ства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по
заданному предмет-но образцу (по цвету, форме, размеру).
Дети осваивают простейшие умения в
различении пред эталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами
форм (шар, куб, круг).
Различают среди двух-трех большие и
маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких
различий.
Проявление интереса к количественной
стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много,
находят и называют один, два предмета.
Освоение цветов спектра, использование в
собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным
цветом.
Освоение фигур (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание»
фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине.
В процессе ознакомления
с природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку
для непосредственного восприятия.
Знакомство с животными и растениями,
которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских
книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или
растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа
жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых
организмов.
Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Ребенок с интересом и удовольствием действует со
взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
● Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину,
фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических
действий.
● Группирует в соответствии с образцом предметы по
цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
● Активно использует «опредмеченные» слованазвания для
обозначения формы.
● Начинает пользоваться
общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного
предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предметы).
● Проявляет активность и интересуется животными
ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы.
● По показу воспитателя обследует объекты природы,
использует разно-образные обследовательские действия.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок пассивен в
играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями,
показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет
аналогичное только в совместной со взрослым игре.
● В основном раскладывает, перекладывает предметы
безрезультатно, словами, обознача-ющими название форм, размеров, чисел, не
пользуется.
● У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами
и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно.
● Малыш не способен найти по образцу такой же предмет,
составить группу из предметов по свойству.
● У ребенка отсутствует стремление учитывать свойства
предметов в продуктивной деятельности.
● Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства
и результаты сравнения предметов по свойству.
● Равнодушен к природным объектам.
● У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения
и поисковые действия.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной
деятельности
1. Поддерживать детское
любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и
самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с
разнообразными материалами).
2. Развивать
познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений
объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы
обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать
на вкус, обвести пальцем контур).
3. Формировать представления о сенсорных
эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и
поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении,
игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах
деятельности).
4. Обогащать представления об объектах ближайшего
окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской
деятельности.
5. Развивать
представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о
делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
6. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем
окружении.
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение цветов спектра — красный,
оранжевый, желтый, зеленый, си-ний, фиолетовый, черный, белый, освоение 2—4-х
слов, обозначающих цвет.
Узнавание, обследование
осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат,
овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
Использование (при поддержке взрослого)
простейших способов обследо-вания с использованием разных анализаторов:
рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру,
прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и
обследовательские дей-ствия.
Сравнение (с помощью взрослого) двух
предметов по 1—2-м признакам, выделение сходства и отличия.
Овладение действием соединения в пары
предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по
заданному предметно образ-цу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
Формирование первичных представлений о себе, других
людях
Проявление интереса к
занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках
по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить
общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение
слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.
Освоение умения узнавать свой детский
сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду
хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.
Освоение представлений ребенка о себе,
имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях.
Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких.
Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу
детского сада.
Ребенок открывает мир природы
Освоение представлений об объектах и
явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних
животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные
живые.
Различение растений ближайшего
природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия.
Умение выделять части растения (лист, цветок).
Знание об элементарных потребностях
растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за
животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование
обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает,
прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).
Накопление впечатлений о ярких сезонных
изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья
желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).
Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем
Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»),
эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Проявление интереса к играм и материалам,
с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать
с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
Освоение простых связей и отношений:
больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько
же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение
умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху
(снизу), справа (слева).
Овладение умением воспринимать и
обобщать группу предметов по свой-ствам (все большие; все квадратные и
большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать
группы предметов (3—5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения.
Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3—5 предметов).
Освоение слов,
обозначающих свойства и отношения предметов.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Ребенок любопытен,
задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»
Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет,
размер предметов и объектов, владеет не-сколькими действиями обследования.
● С удовольствием включается в деятельность
экспериментирования, организованную взрослым.
● Проявляет эмоции радостного удивления и словесную
активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
● Задает вопросы о
людях, их действиях. Различает людей по полу, воз-расту (детей, взрослых,
пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
● Знает свои имя, фамилию, пол, возраст.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Малоактивен в игре-экспериментировании, использовании
игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении.
● Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической
деятельности.
● Небрежно обращается с предметами и объектами
окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения.
● Не проявляет речевую активность.
● Не проявляет интерес к людям и к их действиям.
● Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как
в реальной жиз-ни, так и на иллюстрациях.
Пятый год жизни. Средняя
группа
Задачи образовательной
деятельности
1. Обогащать сенсорный
опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное
обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
2. Развивать умение
замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и
менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его
назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру,
количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
3. Обогащать представления о мире природы, о социальном
мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
4. Проявлять познавательную инициативу в разных видах
деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении
результата.
5. Обогащать социальные
представления о людях — взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях
половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между
взрослыми и детьми.
6. Продолжать расширять представления детей о себе,
детском саде и его ближайшем окружении.
7. Развивать элементарные представления о родном городе и
стране.
8. Способствовать возникновению интереса к родному городу
и стране.
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение и называние цветов спектра —
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый,
белый; 2—3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
Различение и называние геометрических
фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест),
воссоздание фигур из частей.
Использование сенсорных эталонов для
оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул
тяжелый).
Сравнение предметов, выделение отличия и
сходства по 2—3-м признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру,
материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3—4-м
основным свойствам.
Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности. Формирование первичных представлений о себе, других
людях Овладение умениями сравнивать людей разного возраста и пола,
видеть особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбирать одежду и обувь
в зависимости от сезона.
Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений
узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей,
некоторые инструменты, необходимые в профессии.
Проявление интереса к общению со сверстниками.
Освоение представлений о некоторых особенностях мальчиков и девочек, их именах,
любимых занятиях, игрушках, взаимоотношениях друг с другом.
Освоение представлений о себе — своих
полного имени, фамилии, возрас-та, пола, любимых занятий. Осознание некоторых
своих умений, знаний, возможностей, желаний. Освоение умений отражать их в
речи. Проявление интереса к особенностям своего организма, заботы о нем.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве
Родной город: освоение
представлений о названии родного города (села), некоторых
городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения
на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на
тему «Мой город».
Освоение начальных представлений о
родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение
стихов, песен о родной стране.
Ребенок открывает мир природы
Знакомство с новыми представителями
животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь,
ливень, туман и т. д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств
природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т. д.).
Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков
отличия и единичных признаков сходства.
Определение назначения основных органов
и частей растений, животных, человека (корень у растения всасывает воду из
земли и служит опорой растению и т. д.) в наблюдении и экспериментировании.
Различение и называние признаков живого
у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут).
Накопление фактов о жизни животных и
растений в разных средах обитания, установление связей приспособления отдельных
хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде:
плавают с помощью плавников, дышат жабрами т. д.).
Наблюдение признаков приспособления
растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и
летом.
Установление изменений во внешнем виде
(строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития,
некоторые яркие стадии и их последовательность.
Различение домашних и диких животных по
существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних
кормит человек и т. д.).
Распределение животных и растений по местам
их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т. д.).
Составление описательных рассказов о
хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений,
сравнения . Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее,
холоднее и т. д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем
Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).
Сравнение объектов по пространственному
расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определение
местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий
во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение
умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать
новые знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Освоение практического деления целого на
части, соизмерения величин с помощью предметов-заместителей.
Понимание и
использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов
восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их
по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по
количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5—6.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
● С удовольствием
включается в исследовательскую деятельность, и-пользует разные поисковые
действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам
процесс и его результаты.
● Проявляет
наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в блжайшем окружении
● Понимает слова,
обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей
речи;
● Откликается на красоту природы, родного города.
● Проявляет интерес к другим людям, их действиям,
профессиям.
● Различает людей по полу, возрасту, профессии как в
реальной жизни, так и на картинках.
● Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия
и увлечения.
● Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.
● По своей инициативе выполняет рисунки о городе,
рассказывает стихи.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых,
незнакомых предметов, он не умеет наблюдать.
● Не сформированы основные эталонные представления, его
речевая активность низкая.
● Часто неадекватно отображает признаки предметов в
продуктивной деятельности.
● В поведении ребенка часто повторяются негативные
действия по отношению к объектам ближайшего окружения.
● Ребенок не проявляет интереса к людям и к их
действиям.
● Затрудняется в различении людей по полу, возрасту,
профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
● Не знает название родной страны и города.
● Не интересуется социальной жизнью города.
Шестой год жизни. Старшая
группа
Задачи образовательной
деятельности
1. Развивать интерес к
самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях
и простейших зависимостях.
2. Развивать
аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания:
обследование объектов, установление связей между способом обследования и
познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым
и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
3. Развивать умение
отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и
аналогии.
4. Воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям,
предметам).
5. Поддерживать
творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
6. Обогащать
представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях,
социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
7. Развивать
представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях
человеческого организма.
8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические
чувства.
9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и
народах мира.
Содержание образовательной деятельности
Развитиесенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра
и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный,
светло-серый), 3—5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый,
сиреневый...), теплых и холодных оттенков.
Различение и называние геометрических фигур
(круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение
способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения
выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны,
углы, вершины).
Использование сенсорных эталонов для оценки
свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки,
книга тяжелее тетрадки).
Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
Проявление умения сравнивать предметы,
выделять 3—5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным
основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки
(музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости,
длительности; звуки
родного языка).
Формирование первичных представлений о себе, других
людях
Развитие интереса к людям разного пола и
возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и
женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом
гендерной принадлежности. Освоение разнообразия мужских и женских имен,
происхождения некоторых имен, имени и отчества. Освоение представлений о
многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимание труда людей как
основы создания богатства окружающего мира.
Освоение представлений о себе и семье: о
своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе,
увлечениях членов семьи, профессиях родителей . Овладение некоторыми сведениями
об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального
функционирования.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о своем городе
(селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и
работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о
названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города
(села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание
особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.
Проявление интереса к родной стране. Освоение
представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение
представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких
исторических событиях, героях России.
Понимание многообразия россиян разных
национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие
интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по
отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди
трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.
Освоение представлений
о других странах и народах мира. Понимание, что
в других странах есть
свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к
жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся
беречь Землю и дружить.
Ребенок открывает мир природы
Увеличение объема представлений о
многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в
потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе,
месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного
состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены
корни, листья опутаны паутиной).
Сравнение растений и животных по разным
основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы;
рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства
между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и
т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).
Представления о неживой природе как среде
обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства).
Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных
изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни
растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин
этих явлений.
Накопление представлений о жизни животных
и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на Севере (особенности
климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на
Севере).
Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие
изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
Развитие представлений о природных
сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях,
установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев,
они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники,
травы и грибы и т. д.).
Понимание разнообразных ценностей
природы (эстетическая, познавательная, практическая
природа как среда жизни человека).
Осознание правил поведения в природе.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем
Использование приемов
сравнения, упорядочивания и классификации на
основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же,
как..; столько же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...),
включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная
часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а
другая четвертью.
Овладение
умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата
сравнения в пределах первого десятка.
Освоение
измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата
числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два,
присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие
зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования,
преобразования, пространственные и временнûе зависимости.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет
разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о
мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.
● Активен в разных видах
познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает,
экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и
сообразительность в процессе их решения.
● Знает название своей страны, ее государственные
символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
● Рассказывает о себе и своей семье, собственных
увлечениях, достижениях, интересах.
● Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к
воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
● Хорошо различает людей
по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как
в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
● Хорошо знает свои имя,
фамилию, возраст, пол.
● Проявляет интерес к
городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его
достопримечательностях, событиях городской жизни.
● Знает название своей
страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
● Проявляет интерес к
жизни людей в других странах.
Вызывает озабоченность и требует совместных
усилий педагогов и родителей
● Отсутствует интерес к
окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению).
● Не сформированы
возрастные эталонные представления, представления о мире поверхностны, часто
ошибочны.
● Ребенок не способен
самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, не
выделяет результат познания.
● Не проявляет положительного
отношения и интереса к людям, к их жизни в семье и в детском саду.
● Затрудняется в
различении людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на
иллюстрациях.
● Социальные
представления о родной стране и других странах мира ограничены.
● Познавательный интерес к социальному миру, городу,
стране снижен.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Задачи образовательной
деятельности
1. Развивать
самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской
деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском
поведении ребенка, избирательность детских интересов.
2. Совершенствовать познавательные умения:
замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные
способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с
опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты.
действительности, применять результаты познания в
разных видах детской деятельности.
3. Развивать умение
включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о
совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения,
представлять совместные результаты познания.
4. Воспитывать
гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых
связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
5. Обогащать
представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях,
социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
6. Способствовать
развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства
собственного достоинства.
7. Развивать самоконтроль
и ответственность за свои действия и поступки.
8. Обогащать представления
о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
9. Формировать
представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных
особенностях людей.
10. Развивать интерес к
отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала
гражданственности.
11. Развивать
толерантность по отношению к людям разных национальностей
Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов
спектра и ахроматических цветов; 5—7 дополнительных тонов цвета, оттенков
цвета, освоение умения смешивать цве-та для получения нужного тона и оттенка.
Различение и называние геометрических
фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры
плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по
внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т. п.). Понимание
взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими
фигурами.
Сравнение нескольких предметов по 4—6
основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств
материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева,
металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
Формирование первичных представлений о себе, других
людях
Люди (взрослые и дети). Понимание
разнообразия социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм
общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно
детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.
Освоение общечеловеческих норм поведения
— везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают
все живое, защищают слабых.
Освоение представлений ребенка о
себе — своих имени, отчестве, фамилии,
национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение
представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших
родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об
особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной
жизни.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о родном городе —
его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях,
достопримечательностях Понимание назначения общественных учреждений, разных
видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в
городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране —
ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах,
особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры
страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений,
песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания
участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях
стра-ны и города.
Освоение представлений о планете Земля
как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных
представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их
внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях.
Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой,
красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных
мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять
толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы
Наблюдение как способ познания
многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы
родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего
вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость.
Представления о небесных телах и светилах.
Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе
со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и
материалов неживой природы (свет, камни, песок,
глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений,
формулирование результатов. Сравнение объектов и явлений природы по множеству
признаков сходства и отличия, их классификация.
Выявление благоприятного и
неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор
соответствующих способов помощи.
Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания,
о многообразии признаков
приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого
климата, в условиях пустыни, холодного климата).
Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная
смена времен года).
Представления о росте, развитии и
размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий
роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
Обобщение представлений о живой природе
(растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются,
питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).
Накопление представлений о городе как
сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве.
Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в
природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения,
направленные на сохранение при-родных объектов и собственного здоровья), о
природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на
вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы
для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей
(эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная,
этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные
живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах
природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении
природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические
темы.
Осознанное применение правил взаимодействия
с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем
Освоение умения характеризовать объект,
явление, событие с количествен-ной, пространственно-временнîй точек зрения,
замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы,
условные обозначения, как обще-принятые, так и предложенные детьми.
Проявление особого интереса к цифрам как
знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической
деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка.
Освоение умения составлять и решать
простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Проявление умений практически устанавливать
связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч.
причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач.
Проявление умения предвидеть конечный
результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в
виде алгоритма.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Ребенок отличается
широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
● Организует и
осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с
собственными замыслами.
● Проявляет интерес к
предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать
различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ,
выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.
● Может длительно
целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во
времени.
● Проявляет
познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в
родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.
● Рассказывает о себе,
некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и
планах на будущее.
● Проявляет интерес к
социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов
мира.
● Знает название своего
города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента,
некоторые достопримечательности города и страны.
● Имеет некоторые
представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Снижена познавательная
активность, познавательный интерес не проявляется.
● Кругозор ограничен,
представления бедны и примитивны.
● Свойственна речевая пассивность в процессе
обследования и экспериментирования.
● Ребенок имеет скудный
объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о
них.
● Социальные
представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны.
● Ребенок не проявляет
интереса к настоящему и прошлому жизни родной страны, не стремится рассуждать
на эти темы.
● Имеет крайне ограниченные социальные представления о
мире, других странах, жизни разных народов.