07.11.2021
«Социально-коммуникативное развитие»
Третий год жизни. 1-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Способствовать благоприятной
адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей.
2. Развивать игровой опыт
каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей
действительности.
3. Поддерживать
доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость,
привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь,
ласково обратиться).
4. Формировать элементарные
представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде,
о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы),
о семье и детском саде.
5. Способствовать становлению
первичных представлений ребенка о себе,
о своем возрасте, поле, о родителях и
членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на
одобряемое взрослым поведение.
Содержание образовательной деятельности
Люди (взрослые и дети). Узнавание имен
мальчиков и девочек в группе. Определение детьми
особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, прически,
предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ
и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и
называние действий взрослых.
Определение ярко выраженных эмоциональных состояний,
которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой,
жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих
эмоциональное состояние, узнавание на картинках.
Семья. Рассматривание
картинок, изображающих семью — детей и родителей.
Узнавание членов семьи, называние их, понимание заботы родителей о детях.
Детский сад. Узнавание своей
группы, воспитателей. Ориентировки в помещении группы. Понимание правил «можно», «нельзя». По
показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо»,
«пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют
по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих
подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.
Труд. Представление о
простых предметах своей одежды (названия), назначении их,
способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).
Наблюдение за процессами труда взрослых по
обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий,
которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка
● Ребенок положительно
настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям,
общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные
игровые действия в самостоятельные игры.
● Эмоционально откликается на
игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
● Дружелюбен, доброжелателен к
сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с
воспитателем и детьми.
● Строит сюжет из нескольких
связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль,
выполняет игровые действия в соответствии с ролью.
● Охотно общается с
воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие.
● Малыш активен в выполнении
действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок проявляет недоверие к
окружающим, избегает общения, речь развита слабо.
● Игровые действия с игрушкой
кратковременны, ребенок быстро теряет интерес к своей игре, отнимает игрушки у
детей, занятых игрой.
● Общее эмоциональное состояние
ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, отдельными
негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.
● Игровые действия воспитателя
в самостоятельной игре ребенок воспроизводит частично; игровые действия
однообразны; предметами-заместителями пользуется только по предложению
воспитателя.
● Выполняет некоторые действия
самообслуживания, но только совместно или по предложению взрослого.
● Наблюдение за взрослыми
сверстниками не вызывает у ребенка интереса.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Способствовать установлению
положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям
с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
2. Развивать эмоциональную
отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
3. Помогать детям в освоении
способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и
бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками,
объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за
домашними животными и пр.).
4. Постепенно приучать детей к
выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Понимание и различение
отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье,
слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого:
пожалеть, угостить, ласково обратиться.
Взаимоотношения. Представление о
действиях и поступках взрослых и детей, в которых
проявляются доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о
животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия:
обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («давай
кормить кукол»), вступать в парное общение.
Участие в совместных игровых и бытовых действиях с
воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласованно,
учитывать советы и предложения педагога.
Культура поведения, общения со
взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах
культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться,
благодарить). Понимание , что у всех детей равные права на игрушки, что в
детском саду мальчики и девочки от-носятся друг к другу доброжелательно,
делятся игрушками, не обижают друг друга.
Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга,
заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных
семейных событиях.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что
нас радует)
● Ребенок приветлив с
окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает
детский сад.
● По показу и побуждению
взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и
сверстников.
● Ребенок
дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по
поводу игрушек, игровых действий.
● Сохраняет преобладающее
эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные
состояния, стремится к одобрению своих действий.
● Говорит о себе в первом лице,
положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок проявляет недоверие к
окружающим, контакты со сверстниками непродолжительны, ситуативны, игровые
действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры.
● Наблюдаются отдельные
негативные реакции на просьбы взрослых: упрямство, капризы, немотивированные
требования.
● Ребенок реагирует на
эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого.
● Настроение ребенка
неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными
проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать интерес к труду
взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах
хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды,
уборка помещений детского сада и участка и пр.).
2. Воспитывать бережное
отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
3. Приобщать детей к
самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию
самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых. Первоначальные
представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем
разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными
инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из
бумаги или бросового материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь
«цель — результат» в труде.
В процессе наблюдения формирование
первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском
саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания
дорожек.
Самообслуживание. Освоение отдельных
действий, затем — процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним
видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению
порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть
опрятным).
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что
нас радует)
● Ребенок с интересом наблюдает
за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов,
связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты,
некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи
● По примеру воспитателя
бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям.
● Проявляет самостоятельность в
самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи
взрослого.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет интереса
к труду взрослых, не понимает связи между целью и результатом труда;
затрудняется назвать трудовые действия, материал, из которого сделан предмет,
его назначение.
● Нейтрально относится к
результатам труда взрослых, не проявляет желания участвовать в трудовых
действиях.
● Стремление к
самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи
взрослого, даже в освоенных действиях, не обращает внимания на свой внешний
вид: грязные руки, испачканное платье и пр.
Формирование основ безопасного поведенияв быту, социуме, природе
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать интерес к правилам
безопасного поведения.
2. Обогащать представления о
правилах безопасного пользования предметами.
3. Формировать осторожное и
осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
Содержание образовательной деятельности
Освоение представлений об элементарных правилах
безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время
одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать
вилкой, не брать в рот
мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не
замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускаться с лестницы, держась
за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять
цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без
разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет интерес к
правилам безопасного поведения.
● С интересом слушает стихи и
потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр.
● Осваивает безопасные способы
обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет интереса
к правилам безопасного поведения; про-являет неосторожность по отношению к
окружающим предметам.
● Несмотря на предостережения
взрослых, повторяет запрещаемые действия.
Пятый год жизни. Средняя группа
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать доброжелательное
отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и
поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
2. Развивать эмоциональную
отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных
произведений, доброе отношение к животным и растениям.
3. Воспитывать культуру общения
со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться,
благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть
вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать
отрицательные эмоции и действия.
4. Развивать стремление к
совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к
взаимодействию в практической деятельности.
5. Развивать в детях
уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к
воспитателю.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Понимание и различение
ярко выраженных эмоциональных состояний, их
проявление в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, веселье,
страх, гнев, удовольствие), связь эмоций и поступков людей по отношению друг к
другу. Освоение способов проявления сочувствия, отзывчивости на эмоциональное
состояние детей и взрослых. Отражение эмоций в имитационных играх,
театрализации, этюдах.
Взаимоотношения и сотрудничество. Представления о
правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в
общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой игре,
продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог,
использовать приемы справедливого распределения ролей и материалов (считалки,
жребий), проявлять внимание к действиям партнеров, пояснять для других свои
намерения и действия.
Культура поведения, общения со
взрослыми и сверстниками. Освоение правил и форм
проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к
взрослым на «вы», к воспитателю по имени-отчеству, благодарить. Освоение правил
и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду:
обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным,
уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть
неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.
Семья. Представление о
семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе,
зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях «добрых дел»,
направленных на членов семьи.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок преимущественно
жизнерадостно, дружелюбно настроен.
● Внимателен к словам и оценкам
взрослых, стремится к положительным формам поведения.
● В привычной обстановке
самостоятельно выполняет знакомые пра-вила общения со взрослыми (здороваться,
прощаться, обращаться на «вы»).
● Общаясь со сверстниками,
проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой
диалог.
● Замечает ярко выраженное
эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя
проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.
● Охотно отвечает на вопросы о
семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Поведение ребенка и его
общение с окружающими неустойчиво; ребенок проявляет либо излишнюю скованность
в общении, либо черты агрессивности, нежелание следовать указаниям или
правилам.
● Невнимателен к словам
взрослого (родителей, воспитателя), повторяет нежелательные действия, несмотря
на указания и оценку взрослого.
● Обнаруживает трудности
взаимоотношений и согласования действий с другими детьми в общей деятельности.
● Без внешнего побуждения по
своей инициативе не реагирует на эмоциональные состояния взрослых и
сверстников.
● Неохотно вступает в диалог с
воспитателем; препятствием для общения служит недостаточно развитая речь.
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать представление об
отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами
труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и
удовлетворение потребностей людей.
2. Воспитывать уважение и
благодарность взрослым за их труд, заботу о детях.
3. Вовлекать детей (в объеме
возрастных возможностей) в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда — от
постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого
развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось
ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).
4. Способствовать дальнейшему
развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться
в повседневные трудовые дела
в детском саду и семье.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Обогащение
представлений детей о со-держании и структуре процессов хозяйственно-бытового
труда взрослых в до-школьной организации: сервировка стола; мытье посуды;
поддержание чисто-ты и порядка в групповой комнате; стирка белья; приготовление
пищи; о труде взрослых в ближайшем окружении (профессии: продавец, шофер, врач
и др.).
Формирование представлений о структуре трудового
процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда
(цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для
выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его
назначению). Понимание направленности трудовых процессов на результат
(например: повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение
представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.
Развитие интереса к предметам бытовой техники, которые широко используются дома
и в детском саду: пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.
Самообслуживание и детский труд. Отчетливое
представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения.
Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных
процессов хозяйственно-бытового труда.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что
нас радует)
● Ребенок проявляет
познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает
эти представления в играх.
● Способен использовать обследовательские
действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о
предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.
● Ребенок самостоятелен в
самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных
действий для достижения результата.
● Стремится к выполнению
трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или
сверстниками.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Познавательный интерес к
труду неустойчив, ребенок крайне редко отражает труд взрослых в сюжетно-ролевой
игре.
● Не всегда пользуется
предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами.
● Не уверен в себе; стремление
к самостоятельности в самообслуживании не выражено, зависим от помощи
взрослого.
● В хозяйственно-бытовом труде
требуется постоянная помощь взрослого при подготовке к работе, а также прямая
помощь в выполнении отдельных трудовых действий.
● В поведении отмечаются случаи
небрежного отношения к результатам чужого труда; неохотно помогает взрослым.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать представления
детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в
общении с незнакомыми людьми.
2. Продолжать знакомить детей с
простейшими способами безопасного по-ведения в опасных ситуациях.
3. Формировать представления о
правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства.
Содержание образовательной деятельности
Ознакомление с помощью картинок, инсценировок с игрушками, ситуаций
с возможными опасностями в быту, на улице, в природе, в общении с
незнакомыми людьми; с правилами поведения: как позвать взрослого на помощь.
Типичные ошибки ребенка в опасной ситуации (нельзя близко подходить к огню, к
краю ямы или высокого берега, высовываться из окна, зажигать спички и пр.).
Освоение способов безопасного обращения с предметами
(ножницы, стеклянные, колющие, режущие предметы). Правила спокойной игры: не
ломать постройки детей, не кидаться песком, соблюдать осторожность в подвижных
играх.
Знакомство со светофором, знание о значении его
сигналов и правилах перехода улицы только на зеленый сигнал.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок с интересом познает
правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки,
стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки.
● В повседневной жизни
стремится соблюдать правила безопасного поведения.
● Умеет привлечь внимание
взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья
ситуаций.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● У ребенка не проявляется
интерес к освоению правил безопасного поведения.
● Ребенок сам становится
источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками,
часто травмируется.
● Несмотря на
предупреждения взрослого, не проявляет осторожность при контактах с
потенциально опасными предметами (ножницы, стекло).
Шестой год жизни. Старшая группа
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать доброжелательное
отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со
сверстниками, заботливое отношение к малышам.
2. Развивать добрые чувства,
эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное
состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Воспитывать культуру
поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по
отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если
они приносят неудобство окружающим.
4. Развивать положительную
самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание
следовать социально одобряемым нормам по-ведения, осознание роста своих
возможностей и стремление к новым достижениям.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых
и сверстников, их выражение в мимике,
пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление,
обида, доброта, нежность, восхищение). Развитие эмоциональной отзывчивости,
освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого
человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других
детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному, слабому
человеку.
Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке
взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель,
договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела
быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое
отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вы-резали
много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоение разных
формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами,
подгруппами, фронтально — вместе со всеми. Оценка результатов совместных
действий.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Знакомство детей с правилами культуры
поведения по отношению к взрослым
и сверстникам. Упражнение в использовании
культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы»,
вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться,
благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к
сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не
перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать
грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры
поведения и общения.
Семья. Обогащение
представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены
семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как
поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения,
электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к
другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи.
Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые
правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок положительно настроен
по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и
сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям.
● Ориентируется на известные
общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и
сверстниками.
● Проявляет любовь к родителям,
уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
● В общении со сверстниками
дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться,
вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности.
● Различает разные
эмоциональные состояния, учитывает их в своем по-ведении, охотно откликается на
просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.
● Имеет представления о том,
что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные
представления.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок имеет представления о
правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в
постоянном контроле взрослого.
● Конфликтует со сверстниками,
не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения
общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить
выигрыш.
● Не умеет сдерживать свои
непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим
(сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния
препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент.
● Часто невнимателен к
указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков, критикует других,
использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками.
● Жалуется на нарушение правил
поведения другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей.
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать у детей
представления о профессиях, роли труда взрослых
в жизни общества и каждого человека.
Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом
разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному
человеку для жизни.
2. Обеспечивать развитие
самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в
элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому,
ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных
возможностей старших дошкольников.
3. Способствовать развитию
творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга
на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Конкретные профессии и
взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового
процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование,
набор трудовых действий, результат. ( Архитекторы проектируют новые здания и
мосты; строители осуществляют задуманное; шоферы под-возят строительный
материал; менеджеры осуществляют продажу квартир.) Понимание роли современной
техники и материалов в трудовой деятельности взрослых.
Уважение к труду родителей, представление о
материальном обеспечении семьи, ее бюджете.
Самообслуживание и детский труд. Развитие
самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и
хозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вы-тереть
пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов,
обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о
своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки).
Представления о роли самообслуживания в заботе о
здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды. Участие в новых
видах дежурства — по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к
занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего
труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного
выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного
участника труда к другому для выполнения действий.
Представления о ручном труде и конструировании.
Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала
и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление
игрушек в технике оригами.
Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со
взрослыми мыть посу-ду, поливать растения, кормить домашних животных,
участвовать со взрослы-ми в приготовлении пищи и уборке квартиры).
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что
нас радует)
● Ребенок активен в стремлении
к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных
машин и механизмов в труде.
● Бережно относится к
предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде
взрослых.
● Самостоятелен, инициативен в
самообслуживании.
● С готовностью участвует со
сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; при небольшой помощи
взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается
нужного результата.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Интерес ребенка к труду
неустойчив.
● Представления о труде
взрослых, их профессиях поверхностные, недостаточно отчетливые.
● Нет выраженного стремления к
самообслуживанию, ребенок самостоятельно не следит за своим внешним видом.
● В общем труде с детьми часто
просто играет, не видит необходимости повседневного труда.
● Результативность труда
низкая, отношение к результату личностно не выражено, часто бросает выполнение
трудового поручения, если что-то при-влекло внимание, переводит труд в игру с
инструментами и материалами.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать представления
детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и
способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Формировать умения
самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
Содержание образовательной деятельности
Обогащение представлений о разнообразии источников и
причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях,
опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в
незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.).
Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог,
укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части
дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода улицы, остановок
транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в
присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от
незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Представления ребенка о
безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения
в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями
и их последствиями для жизни.
● Ребенок умеет:
— соблюдать правила безопасного поведения в подвижных
играх, в спортивном зале;
— пользоваться под присмотром взрослого опасными
бытовыми предмета-ми (ножницы, иголки и пр.) и приборами;
— быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
— соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте.
● Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с
незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет интереса
к освоению правил безопасного поведения, не может установить причинно-следственных
связей между опасностью и характером поведения в ситуации
.● Часто действует неосторожно,
сам может становиться источником возникновения опасных ситуаций в спортивном
зале, во взаимодействии со сверстниками, получает травмы.
● Обращает внимание на правила
безопасного поведения только по указанию и напоминанию взрослого.
● Затрудняется рассказать, как
себя надо вести в обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью, к кому
обратиться за помощью.
● Проявляет доверчивость по
отношению к незнакомым людям, без разрешения родителей вступает в общение,
принимает угощение, уходит вместе с незнакомым человеком по его приглашению.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать гуманистическую
направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость,
доброжелательность.
2. Воспитывать привычки
культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в
общественных местах.
3. Обогащать опыт
сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со
взрослыми.
4. Развивать начала социальной
активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада:
заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
5. Способствовать формированию
положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений,
чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
6. Воспитывать любовь к своей
семье, детскому саду, к родному городу, стране.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Различение и называние
широкого круга эмоций (радость, грусть, любовь ,
удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение). Представление о
богатстве эмоционального мира человека, средствах внешнего выражения эмоций
(мимика, пантомимика, интонации голоса, движения, позы). Понимание созвучности
эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Разнообразие форм и
способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Отражение
эмоций в театрализованной деятельности, в рисовании, играх.
Взаимоотношения и сотрудничество. Мы самые старшие в детском саду. Представления о
нравственных качествах людей, их проявлении в
поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность,
уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценка поступков с
позиции норм и правил. Жизнь человека как ценность.
Представления о дружбе, о качествах и поступках
настоящих друзей. Развитие у детей чувства единой семьи в детском саду,
интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга.
Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий
замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в
небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия
со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения («Играли дружно, и
получился красивый дворец»). Умение использовать разные способы и приемы
справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка,
очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому
трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять
справедливость.
Приучение самостоятельно соблюдать установленный
порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права
других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры,
не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость.
Представление о том, что шестилетки — самые старшие
среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о
малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Дальнейшее освоение
правил культуры общения со взрослыми и детьми (сверстники и малыши), норм
этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы
разговора и пр.) . Правила поведения в общественных местах, правила уличного
движения. Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим,
заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.
Семья. Активное проявление
добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи.
Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о
родословные семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье,
семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение
выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к
школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Знание
стихов, песен о школе, школьниках.
Школа. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к
познанию, освоению чтения, письма. Расширение представлений детей о роли школы
в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир
знаний, что люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических
кораблей и пр.) учились в школе.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка
● Поведение ребенка
положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры
поведения, охотно выполняет их.
● Ребенок доброжелательно
настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в
совместную деятельность, стремится к взаимопониманию, в случае затруднений
апеллирует к правилам.
● Имеет представления о
нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и
норм.
● Внимателен к эмоциональному и
физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие
и заботу о близких и сверстниках.
● Имеет близких друзей (друга),
с удовольствием общается, участвует
в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями,
переживаниями.
● Имеет представления о школе,
стремится к своему будущему положению школьника, проявляет уверенность в себе,
положительную самооценку, чувство собственного достоинства.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Поведение ребенка
неустойчиво, ситуативно, хотя он имеет представления об отдельных правилах
культуры поведения. Привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто
поведение определяется непосредственными побуждениями.
● Ребенок испытывает трудности
в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или
нежеланием учитывать интересы и позицию партнеров, найти взаимопонимание.
● Выражено некоторое отставание
в развитии связной речи, в умении вести диалог.
● Ребенок слабо ориентируется в
эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с положительными поступками
наблюдаются проявления негативного,равнодушного отношения к другим
(сверстникам, малышам, близким взрослым).
● Отношение к будущему (к
поступлению в школу) неопределенное, затрудняется говорить о своих достижениях
и успехах.
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать представление о
труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны,
семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
2. Формировать первоосновы
экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей,
ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в
современном мире.
3. Развивать интерес и
самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в
реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение
трудовых поручений, ручной труд и пр.
4. Обеспечивать освоение умений
сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с
партнерами, оценки результатов труда.
5. Воспитывать ответственность,
добросовестность, стремление к участию
в труде взрослых, оказанию посильной
помощи.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Знания о многообразии
профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с
общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда,
инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Представления о личностных качествах представителей
разных профессий (пожарные, военные — люди смелые и отважные, они должны быстро
принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей).
Постепенно вводить детей в мир экономических
отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на
основе соотношения желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах,
реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления:
бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви,
жилищу.
Самообслуживание и детский труд. Расширение круга
обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (привычное
самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков,
освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и
на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной
посуды и пр.). Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений.
Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе
самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы,
подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы,
планирования деятельности, распределения обязанностей по способу общего и
совместного труда. Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами
(иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер).
В ручном труде и конструировании при поддержке взрослого самостоятельная
постановка цели, планирование замысла, осуществление процесса труда, оценка
результата, бережное обращение с инструментами, соблюдение порядка на рабочем
месте. Развитие инициативы и творчества в ручном труде.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет
познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком.
● Отражает представления о
труде взрослых в играх, рисунках, конструировании.
● Проявляет самостоятельность и
инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель
самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его.
● Самостоятелен и ответственен
в самообслуживании, охотно участвует
в совместном труде со сверстниками,
заинтересован в получении хорошего результата.
● Добросовестно выполняет
трудовые поручения в детском саду и в семье.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Интерес к труду неустойчив,
крайне редко отражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре, изобразительной
деятельности.
● Представления о профессиях
поверхностные, ребенок затрудняется в раскрытии значения и связей видов труда.
● Недостаточно самостоятелен в
самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде, не следит за своим внешним
видом, необходимы эмоциональная поддержка, помощь или указания взрослого.
● Испытывает трудности в
совместном труде со сверстниками, проявляет небрежное отношение к процессу и
результатам труда.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Задачи образовательной деятельности
1. Продолжать формировать
представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах
правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Воспитывать осторожное и
осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в
общении, в быту, на улице, в природе.
Содержание образовательной деятельности
Обогащение и закрепление правил и способов безопасного
поведения в быту, в природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми
людьми. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. Представления
о приемах элементарной первой помощи при травмах, ушибах, признаках
недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефона
вызова экстренной помощи (скорая медицинская помощь, пожарные, полиция).
Соблюдение правила безопасной организации индивидуальной и совместной
деятельности, подвижных игр, спортивных развлечений.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка
● Ребенок имеет представление о
безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту,
на улице, в природе.
● Знает, как позвать на помощь,
обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес, имена родителей, их
контактную информацию.
● Избегает контактов с
незнакомыми людьми на улице.
● Проявляет осторожность при
встрече с незнакомыми животными, ядовитыми растениями, грибами.
● Внимателен к соблюдению
правил поведения на улице, умеет ориентироваться на сигналы светофора.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не соблюдает правила
безопасного поведения.
● Часто ведет себя неосторожно
по отношению к сверстникам (толкается, замахивается палкой, бросается песком,
камнями).
● Вступает в контакт с
незнакомыми людьми, откликается на предложение пойти посмотреть вместе что-то
интересное и пр.
● Проявляет неосторожность при
общении с животными.
● Не знает свой адрес,
контактную информацию, не знает, что делать в опасных ситуациях, как позвать на
помощь, к кому обратиться, куда позвонить и пр.
● Часто ведет себя неосторожно
при переходе улицы, в общественных местах.