07.11.2021
«Речевое развитие»
Третий год жизни. 1-я
младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей
интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать
в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя
речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание
детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие
умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
4. Обогащать и
активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их
действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств
предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Содержание
образовательной деятельности Связная речь
Понимание обращенной
речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на
обращение с использованием доступных речевых средств, ответы на вопросы
воспитателя с использованием фразовой речи или формы простого предложения.
Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимание ее
содержания.
Инициативная связная разговорная речь
как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной,
фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи
и зависимости объектов.
В словарь входят:
— названия предметов и действий с
предметами, некоторых особенностей предметов;
— названия некоторых трудовых действий и
собственных действий;
— имена близких людей, имена детей
группы;
— обозначения личностных качеств,
особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.
Грамматическая правильность речи
Освоение большинства основных
грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных
суффиксов; явление словот-ворчества. Проявление способности выражать свои мысли
посредством трех-, четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.
Звуковая культура речи
Развитие звуковой
культуры речи включает в себя три основных раздела.
В звукопроизношении для детей характерно
физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В
двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует
специальной коррекции. Для его успешно-го преодоления и предупреждения
возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая
работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.
В словопроизношении ребенок пытается
произнести все слова, которые не-обходимы для выражения его мысли.
В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение
ритма слова. Преодоление яв-ления пропуска слогов в словах по образцу
взрослого.
Выразительность речи. Выражение
своего отношения к предмету разгово-ра при помощи разнообразных вербальных
средств и невербальных средств — жестов, мимики, пантомимики (движений).
Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок активен и
инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми.
● Проявляет интерес и
доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на
наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого
предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его.
● Самостоятельно
использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.
Вызывает озабоченность
и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет
интереса к общению: в общении с воспитателем недоверчив и насторожен, в общении
со сверстниками недоброжелателен или замкнут.
● Понимает речь только
на наглядной основе, нуждается в повторении обращенной к нему речи.
● Отвечает на вопросы
преимущественно жестом или использованием упрощенных слов.
● Самостоятельно
вступает в речевой контакт только с воспитателем.
● Элементарные формулы
речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и благодарности) использует
фрагментарно, только по напоминанию взрослого.
Четвертый год жизни. 2-я
младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умение
использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со
взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу,
знакомиться.
2. Развивать умение
понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Развивать умение
отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из
2—3-х простых фраз.
4. Развивать умение
использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в
роде, падеже.
5. Обогащать словарь
детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы
ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
6. Развивать умение
воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение
слышать в речи взрослого специально интонируемый
звук.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и
культуры
Освоение умений: по
инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев
и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно
договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью
воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей
(радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть,
развеселить, использовать ласковые слова.
Освоение и
использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие
(здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо),
знакомство (как тебя зовут, меня зовут.., давай играть); различать формы
обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в
группе по именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений
диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих
впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной
ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.)).
Освоение умений
монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из
3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые
сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и
рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в
роде, числе и падеже; правильно использовать
в речи названия животных
и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята;
использовать в речи простое распространен-ное предложение; с помощью
воспитателя строить сложные предложения.
Обогащение активного словаря
Использование в речи:
названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и
свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания,
одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить
одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий
некоторых качеств и свойств предметов
(мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина,
песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы:
растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние
животные и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов:
игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха
Развитие умений:
правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м],
[б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать
специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы
спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука —
«ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).
Развитие правильного
речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого
аппарата;
Знакомство с книжной культурой, детской
литературой
Воспитание интереса к
фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения
воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок
и прибауток в
играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов,
песенок, игр с пальчиками.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок с
удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает
обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные
предложения.
● Проявляет речевую
активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с
воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
● По вопросам составляет
по картинке рассказ из 3—4-х простых предложений.
● Называет предметы и
объекты ближайшего окружения.
● Речь эмоциональна,
сопровождается правильным речевым дыханием.
● Ребенок узнает
содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается
на него.
● Совместно со взрослым
пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
Вызывает озабоченность
и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не реагирует
на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
● На вопросы отвечает
отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие
слова заменяет жестами, использует автономную речь («язык нянь»).
● Отказывается от
пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
● Не проявляет
инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
● Не использует
элементарные формы вежливого речевого общения.
● Быстро отвлекается при
слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать
инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и
сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и
элементов объяснительной речи.
2. Развивать умение
использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения
с просьбой.
3. Поддерживать
стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы
использовать элементы объяснительной речи.
4. Развивать умение
пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах,
по картинкам.
5. Обогащать словарь
посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и
материалов и выполнения обследовательских действий.
6. Развивать умение
чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
7. Воспитывать желание
использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со
сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
8. Воспитывать интерес к
литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом,
устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Содержание
образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений:
вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на
вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к
деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника
речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).
Участие в коллективном
разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.
Использование средств
интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп
речи).
Использование
элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов.
Освоение и
использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый
вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра);
обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте,
пожалуйста), благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы.
Обращение к сверстнику по имени, к
взрослому — по имени и отчеству. Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Использование в речи
полных, распространенных простых с однородными членами и сложноподчиненных предложений
для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей;
использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное
использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для
оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового
характера (почему? Зачем? Для чего?); составление описательных из 5—6
предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование
элементарных форм объяснительной речи.
Развитие речевого творчества
Сочинение повествовательных рассказов по
игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах
природы.
Обогащение активного словаря
Освоение и использование в речи:
названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина);
названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух),
некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола
и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их
свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества
объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и
т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и
др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и
др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые
организмы — растут, размножаются, развиваются;
посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления
и хранения пищи и т. д.); слов извинения, участия,
эмоционального сочувствия.
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха
Освоение произношения свистящих и шипящих
звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова;
освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы,
выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи
в зависимости от содержания стихотворения.
Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Понимание терминов
«слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова
состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по
протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно
произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова
на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).
Знакомство с книжной культурой, детской
литературой
Проявление интереса к
слушанию литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых
литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет
инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством
общения со взрослыми и сверстниками.
● Без напоминания
взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
● Инициативен в
разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы
объяснительной речи.
● Большинство звуков
произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой
выразительности.
● Самостоятельно
пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные
рассказы и загадки.
● Проявляет словотворчество,
интерес к языку.
● Слышит слова с
заданным первым звуком.
● С интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст.
Вызывает озабоченность и требует совместных
усилий педагогов и родителей
● Ребенок малоактивен в
общении, избегает общения со сверстниками.
● На вопросы отвечает
однословно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений.
● В речи отмечаются
грамматические ошибки, которых он не замечает.
● При пересказе текста
нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого.
● Описательные рассказы
бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов.
● Не проявляет
словотворчества.
● Не различает слово и
звук.
● Интерес к слушанию
литературных произведений выражен слабо.
Шестой год жизни. Старшая
группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать
монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
2. Обогащать
представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному
желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
3. Развивать умение
соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
4. Обогащать словарь
детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях
и характерах людей.
5. Развивать умение
замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
6. Воспитывать интерес к
письменным формам речи.
7. Поддерживать интерес к
рассказыванию по собственной инициативе.
8. Развивать первоначальные
представления об особенностях литературы:
о родах (фольклор и
авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их
некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
9. Способствовать
развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы,
смыслового и эмоционального подтекста.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и
культуры
Освоение этикета
телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикета взаимодействия в
общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование
невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных
разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно
слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание
кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений:
самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные
произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и
содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя
определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных
рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные
и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью
воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования:
экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка
(причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего
напряжения), развязка (окончание);
в повествовании отражать
типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно
использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино,
эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число
(ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа
в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель,
строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник,
подосиновик).
Развитие речевого творчества
Проявление интереса к
самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов:
придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы
по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников,
замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы
речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в
повсед-невном общении.
Обогащение активного
словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий,
учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе,
трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека
(честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), его
состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные
категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д.), оттенки
цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое
дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия
обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств
предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.).
Освоение способов
обобщения — объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда,
мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт,
домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
Освоение умения
находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать
их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха
Освоение чистого
произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражнение в чистом
звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом
анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении
стихов, пересказе литературных произведений.
в процессе общения
(самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в
зависимости от содержания).
Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Освоение представления о существовании
разных языков.
Освоение терминов
«слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»;
звуковой анализ слова.
Освоение умений:
делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых
трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и
согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы
звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять
количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику
кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
Знакомство с книжной культурой, детской
литературой
Восприятие
классических и современных поэтических произведений (лирические и
юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и
прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интереса к
рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание об-разности и
выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам
познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий).
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет
познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится
знаниями, задает вопросы.
● Инициативен и
самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
● С интересом относится
к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
● Замечает речевые
ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
● Имеет богатый
словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.
● Речь чистая,
грамматически правильная, выразительная.
● Владеет средствами
звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков
в слове (гласный — согласный), место звука в слове.
● Самостоятельно
пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.
● Отвечает на вопросы по
содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.
● Проявляет
избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание
к языку литературного произведения.
● Различает основные
жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их
особенностях.
Вызывает озабоченность
и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет
инициативы в общении со сверстниками.
● Допускает
содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах;
при рассказывании требует помощи взрослого.
● Пропускает структурные
компоненты повествовательного рассказа.
● В творческом
рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
● Затрудняется в
аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством.
● Допускает отдельные
грамматические ошибки.
● Имеются существенные
недостатки звукопроизношения.
● Речь невыразительна.
● Допускает ошибки при
звуковом анализе слов и делении слов на слоги.
● Интерес к слушанию
литературных произведений выражен слабо.
● Ребенок не может
назвать любимых литературных произведений.
● Различает сказку,
рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.
Седьмой год жизни. Подготовительная
группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать
проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и
сверстниками.
2. Развивать умение
осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста
собеседника, цели взаимодействия.
3. Поддерживать
использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов,
многозначных слов, метафор, олицетворений.
4. Развивать речевое
творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
5. Воспитывать интерес к
языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
6. Развивать умения
письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные
буквы.
7. Развивать умения
анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
8. Обогащать
представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская
литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений
коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых
заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать
действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном
поручении). Использование вариативных этикетных формул эмоционального
взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть!»,
«Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях
прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с
тобой!», «До новых и радостных встреч!», «Надеюсь на новую встречу», «Всего
хорошего, удачи тебе!»).
Использование правил
этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми,
когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку;
почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах,
здороваться и прощаться через порог или другое препятствие.
Умение представить
своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым — девочку
или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть,
предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;
использовать формулы речевого этикета в процессе спора.
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений пересказа литературных
произведений по ролям, близко
к тексту, от лица
литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя
диалоги действующих лиц. Понимание и запоминание авторских средств
выразительности, использование их при пересказе, в собственной речи, умение замечать
в рассказах сверстников.
Умение в описательных рассказах
передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой
выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно
определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства
выразительности. Составление повествовательных рассказов по картине, из личного
и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая
структуру повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания
и повествования; описания и рассуждения).
Различение
литературных жанров: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.
Соблюдение в
повествовании основных характерных особенностей жанра сказки, рассказа,
загадки, стихотворения.
Самостоятельное
использование в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительной
речи, речи-доказательства, речевого планирования.
Умение образовывать
сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная
машина).
Самостоятельное
использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные,
сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
Развитие речевого творчества
Освоение умений
самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему,
предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки;
придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с
использованием приемов ТРИЗа. В творческих рассказах использование личного и
литературного опыта, индивидуальных интересов и способностей. Умение
внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений,
замечать речевые и логические ошибки, добро-желательно и конструктивно
исправлять их.
Обогащение активного словаря
Освоение умений:
— подбирать точные слова для выражения
мысли;
— выполнять операцию
классификации — деления освоенных понятий на группы на основе выявленных
признаков: посуда— кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажир-ский
и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и
т. д.;
— находить в
художественных текстах и понимать средства языковой вы-разительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать
средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок,
стихов.
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха
Автоматизация и дифференциация сложных
для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в
звукопроизношении.
Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Освоение звукового
анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное
выделение звуков в слове, определение их последовательности,
характеристика звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный
мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове.
Освоение умений:
определять количество и последовательность слов в предложении; составлять
предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения
графических диктантов; выполнения штриховки
в разных направлениях,
обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения
ребусов.
Знакомство с книжной культурой, детской
литературой
Представления о
некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение,
басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам
познавательного содержания.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок ведет деловой
диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может
организовать детей на совместную деятельность.
● Задает вопросы,
интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни.
● Участвует в
разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова,
может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому
творчеству.
● В коллективных
обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет
культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять
позицию собеседника.
● Успешен в творческой
речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты
творческих игр.
● Речь чистая,
грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.
● Проявляет устойчивый
интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах
произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
Вызывает озабоченность
и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не стремится к
сотрудничеству со сверстниками при выполнении заданий, поручений.
● Неохотно участвует в
словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется в выполнении творческих
заданий: придумать загадку, поучаствовать в сочинении сказки, не использует
формы речи-рассуждения.
● Не проявляет интереса
к письменной речи.
● В обсуждениях и спорах
принимает позицию других, не пытаясь на-стоять на собственном мнении, не
проявляет творчества в процессе общения речи.
● Используемые формулы
речевого этикета однообразны, правила этикета соблюдает только по напоминанию
взрослого.
● Допускает
грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов.
● При восприятии
литературного произведения понимает его содержание, но затрудняется интерпретировать
подтекст, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку.