07.11.2021
Третий год жизни. 1-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать детский
двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса
к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.
2. Обеспечивать смену
деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей
двигательной и интеллектуальной активности детей.
3. Создать все условия
для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада.
4. Укреплять здоровье детей,
реализовывать систему закаливания.
5. Продолжать
формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с
согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща,
придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные
ориентиры.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание детьми разных способов ходьбы,
прыжков, ползания и лазания, катания, бросания и ловли, построений, исходные
положения в общеразвивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех
правил в подвижных играх. Узнавание о возможности передачи в движениях действий
знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных
персонажей.
На 3-м году жизни происходит освоение
разнообразных физических упражнений, общеразвивающих упражнений, основных
движений, подвижных игр и их правил.
По мере накопления двигательного опыта у
малышей идет формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за
другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться
в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу;
сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг
другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь
вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться;
бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке,
лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать
по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры.
Участие в многообразных играх и игровых
упражнениях, которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте
скоростно-силовых качеств и быстроты (особенно быстроты реакции), а также на
развитие силы, координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию
общей выносливости.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Ребенок интересуется
разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями
(погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.)
● При выполнении
упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на
сигналы.
● С большим желанием
вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых
физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность.
● Стремится к
самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к
некоторым двигательным действиям. Переносит освоенные простые новые движения в
самостоятельную двигательную деятельность.
Вызывает озабоченность и требует
совместных усилий педагогов и родителей
● Малыш не интересуется
разнообразными физическими упражнениями, действиями с разными физкультурными пособиями
(погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.).
● Ребенок без особого
желания вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении
игровых физических упражнений и в подвижных играх, не инициативен.
● Малыш не самостоятелен
в двигательной деятельности, не стремится к получению положительного результата
в двигательной деятельности.
● В контрольной
диагностике его результаты ниже возможных минимальных.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать у детей
потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
2. Целенаправленно
развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на
сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации,
общей выносливости, силы, гибкости.
3. Развивать у детей
умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать
упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять
простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями
воспитателя.
4. Развивать умения
самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым
платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать
за своими вещами и игрушками
5. Развивать навыки
культурного поведения во время еды, правильно поль-зоваться ложкой, вилкой,
салфеткой.
Содержание образовательной деятельности Двигательная деятельность
Порядковые упражнения. Построения и
перестроения: свободное, врассыпную , в полукруг, в колонну по
одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в
пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие
упражнения. Традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с
одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением
правильного положения тела , с предметами и без предметов в различных
положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по
сигналу. Основные движения. Ходьба. Разные способы
ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями).
Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног.
Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях,
за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с
остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами,
по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направления. Бег, не
опуская головы. Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину
(спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на
две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг
предметов и между ними. Катание, бросание, метание.
Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к
груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вертикальную
цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице
приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь
руками пола. Музыкально-ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание
на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на
лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные
игры. Основные правила в подвижных играх.
Становление у детей ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Элементарные умения и навыки личной гигиены
(умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.),
содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные
знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы
выполнения культурно-гигиенических процедур.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Ребенок с желанием
двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
● При выполнении
упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями
координацию движений, подвижность.
в суставах, быстро
реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.
● Уверенно выполняет
задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при
совместных построениях и в играх.
● Проявляет
инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго
соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
● С удовольствием
применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и
результату.
● С интересом слушает
стихи и потешки о процессах умывания, купания.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок малоподвижен,
его двигательный опыт беден.
● Неуверенно выполняет
большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в
ходьбе, беге, лазании).
● Затрудняется
действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями
других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений.
● Не испытывает интереса
к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями.
● Незнаком или имеет ограниченные
представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о
здоровом образе жизни.
● Испытывает затруднения в самостоятельном
выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим
внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умения
уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих
упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в
подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить
подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ
как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения
сверстников и замечать их ошибки.
2. Целенаправленно
развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу,
гибкость.
3. Формировать у детей
потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил
здорового образа жизни.
4. Развивать умения
самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук;
самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время
еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами
личного пользования).
Содержание образовательной деятельности Двигательная деятельность
Порядковые упражнения. Построение
в колонну по одному по росту. Перестроения из колонны по одному в
колонну по два в движении, со сменой ведущего, самостоятельное перестроение в
звенья на ходу по зрительным ориентирам. Повороты переступанием в движении и на
месте направо, налево и кругом на месте. Общеразвивающие упражнения.
Традиционные четырехчастные общеразвивающие упражнения с четким сохранением
разных исходных положений в разном темпе (медленном, среднем, быстром),
выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными поочередными движениями
рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях,
наклоны (вправо, влево), повороты.
Основные движения. Представления
о зависимости хорошего результата в упражнении от правильного
выполнения главных элементов техники: в беге — активного толчка и выноса маховой
ноги; в прыжках — энергичного толчка и маха руками вперед — вверх; в метании —
исходного положения, замаха; в лазании — чередующегося шага при подъеме на
гимнасти-ческую стенку одноименным способом. Подводящие упражнения. Ходьба с
сохранением правильной осанки, заданного темпа (быстрого, умеренного,
медленного). Бег. Бег с энергичным отталкиванием мягким
приземлением и сохранением равновесия. Виды бега: в колонне по одному и парами,
соразмеряя свои движения с движениями партнера, «змейкой» между предметами, со
сменой ведущего и темпа, между линиями, с высоким подниманием колен; со старта
из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др.); на скорость
(15—20 м, 2—3 раза), в медленном темпе (до 2 мин), со средней скоростью 40—60 м
(3—4 раза); челночный бег (5×3=15), ведение колонны. Бросание, ловля, метание.
Ловля мяча с расстояния 1,5 м, отбивание его об пол не менее 5 раз подряд.
Правильные исходные положения при метании. Ползание, лазание.
Ползание разными способами; пролезание между рейками лестницы, поставленной боком;
ползание с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату;
лазание по гимнастической стенке, подъем чередующимся шагом, не пропуская реек,
перелезание с одного пролета лестницы на другой вправо, влево, не пропуская
реек. Прыжки. Прыжки на двух ногах с поворотами кругом, со
сменой ног; ноги вместе — ноги врозь; с хлопками над
головой, за спиной; прыжки с продвижением вперед, вперед-назад, с поворотами,
боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки
через предметы высотой 5—10 см; прыжки в длину с места; вверх с места
(вспрыгивание на высоту 15— 20 см).
Сохранение равновесия после вращений или
в заданных положениях: стоя на одной ноге, на приподнятой поверхности. Подвижные
игры: правила; функ-ции водящего. Игры с элементами соревнования. Подвижные
игры и игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики рук, быстроты
реакции, скоростно-силовых качеств, координации, гибкости, равновесия. Спортивные упражнения. Ходьба
на лыжах — скользящий шаг, повороты на
месте, подъемы на гору ступающим шагом и полуелочкой, правила
надевания и переноса лыж под рукой. Плавание — погружение в воду с головой,
попеременные движения ног, игры в воде. Скольжение по ледяным дорожкам на двух
ногах самостоятельное. Катание на санках (подъем с санками на горку, скатывание
с горки, торможение при спуске; катание на санках друг друга). Катание на двух-
и трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», с поворо-тами. Ритмические
движения: танцевальные позиции (исходные положения); элементы народных
танцев; разный ритм и темп движений; элементы простейшего перестроения по
музыкальному сигналу, ритмичные движения в соответствии с характером и темпом
музыки.
Становление у детей ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Представления об элементарных правилах
здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных
привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для
здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены
(умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.),
содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные
знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы
выполнения культурно-гигиенических процедур.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● В двигательной
деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу,
выносливость, гибкость.
● Уверенно и активно
выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных
упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и
мелкая моторика рук.
● Проявляет интерес к
разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями,
настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной
активности.
● Переносит освоенные
упражнения в самостоятельную деятельность.
● Самостоятельная
двигательная деятельность разнообразна.
● Ребенок проявляет
элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические
упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы
персонажей в подвижных играх.
● С интересом стремится
узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает
рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему,
задает вопросы, делает выводы.
● Может элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
● Стремится к
самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной
организации.
● Умеет в угрожающих
здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Вызывает озабоченность и требует совместных
усилий педагогов и родителей
● Двигательный опыт
(объем основных движений) беден.
● Ребенок допускает
существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм,
действует только в сопровождении показа воспитателя. Затрудняется внимательно
воспринять показ педагога, самостоятельно выполнить физическое упражнение.
● Нарушает правила в
играх, хотя с интересом в них участвует.
● Движения недостаточно
координированы, быстры, плохо развита крупная и мелкая моторика рук.
● Испытывает затруднения
при выполнении скоростно-силовых, силовых упражнений и упражнений, требующих
проявления выносливости, гибкости.
● Интерес к
разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными
пособиями нестойкий. Потребность в двигательной активности выражена слабо.
● Не проявляет
настойчивость для достижения хорошего результата при выполнении физических
упражнений. Не переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
● У ребенка наблюдается
ситуативный интерес к правилам здорового образа жизни и их выполнению.
● Затрудняется ответить
на вопрос взрослого, как он себя чувствует, не заболел ли он, что болит.
● Испытывает затруднения
в выполнении процессов личной гигиены. Готов совершать данные действия только при
помощи и по инициативе взрослого.
● Затрудняется в угрожающих здоровью ситуациях позвать
на помощь взрослого.
Шестой год жизни. Старшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умения
осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов
упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных
упражнений).
2. Развивать умение
анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
3. Формировать
первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
4. Развивать творчество в
двигательной деятельности.
5. Воспитывать у детей
стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и
упражнения со сверстниками и малышами.
6. Развивать у детей
физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту
реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу.
7. Формировать
представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих
здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
8. Формировать осознанную
потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать
устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего
и здоровьеформирующего поведения.
9. Развивать
самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно
важных привычек здорового образа жизни.
10. Развивать умения
элементарно описывать свое самочувствие и привлекать внимание взрослого в
случае недомогания.
Содержание образовательной деятельности
Двигательная деятельность
Порядковые упражнения: порядок
построения в шеренгу, из шеренги в колонну, в две колонны, в два
круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров, способы перестроения в 2 и 3
звена. Сохранение дистанции во время ходьбы и бега. Повороты направо, налево,
на месте и в движении на углах. Общеразвивающие упражнения: четырехчастные, шестичастные
традиционные общеразвивающие с одновременным последовательным выполнением
движений рук и ног, одноименной и разноименной координацией. Освоение возможных
направлений и разной последовательности действий отдельных частей тела. Способы
выполнения общеразвивающих упражнений с различными предметами, тренажерами.
Подводящие и подготовительные упражнения. Представление о зависимости хорошего
результата в основных движениях от правильной техники выполнения главных
элементов: в скоростном беге — выноса голени маховой ноги вперед и энергичного
отталкивания, в прыжках с разбега — от-талкивания, группировки и приземления, в
метании — замаха и броска. Ходьба. Энергичная ходьба с
сохранением правильной осанки и равновесия при передвижении по ограниченной
площади опоры. Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и
между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной
местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный
бег 3×10 м в медленном темпе (1,5—2 мин). Прыжки. На месте: ноги
скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и
левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см),
вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см).
Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки
в длину с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на
130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (30—40 см) в указанное место.
Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку,
вращая ее вперед и назад. Бросание, ловля и метание.
«Школа мяча» (разнообразные движения с мячами). Прокатывание мяча одной и двумя
руками из разных исходных положений между предметами. Бросание мяча
вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз
подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее
5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами
(снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание вдаль (5—9 м) в
горизонтальную и вертикальную цели (3,5—4 м) способами прямой рукой сверху,
прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку, из-за спины через плечо. Ползание
и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке.
Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и
ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна).
Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической
стенке чередующимся шагом с разноименной координацией движений рук и ног,
лазание ритмичное, с изменением темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату,
шесту свободным способом. Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием,
метанием на развитие физических качеств и закрепление двигательных навыков.
Игры-эстафеты. Правила в играх, варианты их изменения, выбора ведущих.
Самостоятельное проведение подвижных игр. Спортивные игры.
Городки: бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3
м). Баскетбол: перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой и
левой рукой; забрасывание мяча в корзину двумя руками
от груди; игра по упрощенным правилам. Бадминтон: отбивание волана ракеткой в
заданном направлении; игра с воспитателем. Фут-бол: отбивание мяча правой и
левой ногой в заданном направлении; обведение мяча между и вокруг предметов;
отбивание мяча о стенку; передача мяча ногой друг другу (3—5 м); игра по
упрощенным правилам. Спортивные упражнения: скользящий
переменный лыжный ход, скольжение по прямой на коньках, погружение
в воду, скольжение в воде на груди и на спине, катание на двухколесном
велосипеде и самокате, роликовых коньках.
Становление у детей ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Признаки здоровья и нездоровья человека,
особенности самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Правила
здорового образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена,
занятия физической культурой и спортом) и вредные для здоровья привычки.
Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за
больным родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны здоровья:
зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здоровье
и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах,
первых признаках недомогания.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас
радует)
● Двигательный опыт
ребенка богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих, спортивных
упражнений).
● В двигательной
деятельности ребенок проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу,
координацию, гибкость.
● В поведении четко
выражена потребность в двигательной деятельности и физическом
совершенствовании.
● Ребенок проявляет
стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и
инициативу при выполнении упражнений.
● Имеет представления о
некоторых видах спорта.
● Уверенно, точно, в
заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески
составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.
● Проявляет необходимый
самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей
и организовать знакомую подвижную игру.
● Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья
и здоровья окружающих его людей.
● Умеет практически
решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
● Готов оказать
элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее,
обратиться к взрослому за помощью).
Вызывает озабоченность и требует совместных
усилий педагогов и родителей
● Двигательный опыт
ребенка беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и
спортивных упражнений); плохо развита крупная и мелкая моторика рук.
● В двигательной
деятельности ребенок затрудняется проявлять выносливость, быстроту, силу,
координацию, гибкость.
● В поведении слабо
выражена потребность в двигательной деятельности.
● Не проявляет интереса
к новым физическим упражнениям, избирательности и инициативы при выполнении
упражнений.
● Неуверенно выполняет
упражнения, не замечает ошибок других детей
и собственных.
Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила, увлекаясь процессом
игры.
● Слабо контролирует
способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений, не
проявляет интереса к проблемам здоровья и соблюдению в своем поведении основ здорового
образа жизни.
● Представления о
правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе
жизни поверхностные.
● Ребенок испытывает
затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в
уходе за своим внешним видом, вещами и игрушками.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умение
точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять
самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять
элементарное планирование двигательной деятельности.
2. Развивать и закреплять
двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных
упражнениях.
3. Закреплять умение
самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и
малышами.
4. Развивать творчество и
инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
5. Развивать физические
качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте
быстроту и ловкость, координацию движений.
6. Формировать осознанную
потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Формировать
представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре
и спорту.
8. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и
человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
9. Развивать
самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать
представления о гигиенической культуре.
Содержание образовательной деятельности
Двигательная деятельность
Порядковые упражнения. Способы
перестроения. Самостоятельное, быстрое и организованное
построение и перестроение во время движения. Перестроение четверками. Общеразвивающие
упражнения. Четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные
общеразвивающие упражнения с одноименными, разноименные, разнонаправленными,
поочередными движениями рук и ног, парные упражнения. Упражнения в парах и
подгруппах. Выполнение упражнений активное, точное, выразительное, с должным
напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой
или указаниями с различными предметами. Упражнения с разными предметами,
тренажерами. Основные движения. Соблюдение требований к выполнению
основных элементов техники бега, прыжков, лазания по лестнице и канату: в беге
— энергичная работа рук; в прыжках — группировка в полете, устойчивое
равновесие при приземлении; в метании — энергичный толчок кистью, уверенные
разнообразные действия с мячом, в лазании — ритмичность при подъеме и спуске.
Подводящие и подготовительные упражнения. Ходьба. Раз-ные виды и
способы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед,
приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Упражнения в
равновесии. Сохранение динамического и статического равновесия в сложных
условиях. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся
мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося
вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок.
Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием предметов, приседанием,
поворотами кругом, перепрыгиванием ленты. Ходьба по узкой стороне гимнастической
скамейки прямо и боком. Стоя на скамейке, подпрыгивать и мягко приземляться на
нее; прыгать, продвигаясь вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Стоять
на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе,
гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх.
Балансировать на большом набивном мяче (вес 3 кг). Кружиться с закрытыми
глазами, останавливаться, сделать фигуру. Бег. Сохранение скорости
и заданного темпа, направления,равновесия. Через препятствия — высотой 10—15
см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных
стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе, сидя
спиной к направлению движения и т. п.). Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием;
с преодолением препятствий в естественных условиях. Пробегать 10 м с наименьшим
числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2—3-х минут. Пробегать 2—4 отрезка по
100—150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в среднем темпе по пересеченной
местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5×10 м). Пробегать в быстром темпе
10 м 3—4 раза с перерывами. Бегать наперегонки; на скорость — 30 м. Прыжки.
Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после
приземления. Подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом; смещая
ноги вправо — влево; сериями по 30—40 прыжков 3—4 раза. Прыжки, продвигаясь
вперед на 5—6 м; перепрыгивание линии, веревки боком, с зажатым между ног
мешочком с песком, с набитым мячом; через 6—8 набивных мячей (вес 1 кг) на
месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
Подпрыгивание на месте и с разбега с целью достать предмет. Впрыгивать с
разбега в три шага на предметы высотой до 40 см, спрыгивать с них. Прыжки в
длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170—180 см); в
высоту с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными
способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу;
бег со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся
скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку,
перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами. Прыжки
через большой обруч, как через скакалку. Метание. Отбивать, передавать,
подбрасывать мячи разного размера разными способами. Метание вдаль и в цель
(горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.) разными способами. Точное
поражение цели. Лазание. Энергичное подтягивание на скамейке
различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь
ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими
пособиями подряд. Быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной
лестнице; по канату (шесту) способом «в три приема». Подвижные игры.
Организовать знакомые игры с подгруппой сверстников. Игры-эстафеты. Спортивные игры. Правила
спортивных игр. Городки: выбивать городки с полукона и
кона при наименьшем количестве бит. Баскетбол: забрасывать мяч в
баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении.
Контролировать свои действия в соответствии с правилами. Вбрасывать мяч в игру
двумя руками из-за головы. Футбол: способы передачи и ведения мяча в разных
видах спортивных игр. Настольный теннис, бадминтон: правильно держать ракетку,
ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее;
вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола. Хоккей: ведение шайбы
клюшкой, умение забивать в ворота.
Спортивные упражнения.
Ходьба на лыжах: скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками,
подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойке. Катание на коньках:
сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, скольжение и
повороты. Катание на самокате: отталкивание одной ногой. Плавание: скольжение в
воде на груди и на спине, погружение в воду. Катание на велосипеде: езда по прямой,
по кругу, «змейкой», уметь тормозить. Катание на санках. Скольжение по ледяным
дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скольжение
с невысокой горки.
Становление у детей ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Здоровье как жизненная ценность. Правила
здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья,
профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической
культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового
образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем
человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы
оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о
здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к
взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (необходимость
достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов
и инструментов и пр.).
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Двигательный опыт
ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, вы-разительно с достаточной
амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные
движения, спортивные).
● В двигательной
деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и
гибкость.
● Осознает зависимость
между качеством выполнения упражнения и его результатом.
● Проявляет элементы
творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые
варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает
своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к
неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.
● Проявляет постоянно
самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному
удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося
двигательного опыта.
● Имеет начальные представления о некоторых видах
спорта.
● Имеет представления о
том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
● Владеет здоровьесберегающими
умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья.
● Может оказать
элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее,
приложить холод к ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).
Вызывает озабоченность и требует совместных
усилий педагогов и родителей
● В двигательной
деятельности ребенок затрудняется в проявлении быстроты, координации
(ловкости), выносливости, силы и гибкости.
● Допускает ошибки в
основных элементах сложных физических упражнений.
● Слабо контролирует
выполнение своих движений и движений товарищей, затрудняется в их оценке.
● Допускает нарушение
правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной
физической подготовленности.
● Не проявляет стойкого
интереса к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательности и
инициативы при их выполнении.
● Проявляет
несамостоятельность в выполнении культурно-гигиенических процессов (к началу
обучения в школе не овладел основными культурно-гигиеническими умениями и
навыками).
● Не имеет привычки к постоянному использованию
культурно-гигиенических навыков без напоминания взрослого. Проявляет равнодушие
по отношению к больному близкому человеку в семье, к заболевшему сверстнику.